Современная музыка.

Общепризнанным фактом считается, что к XX в. музыка раскололась на музыку развлекательную и музыку «серьезную». Попытаемся разобраться, почему это произошло.

Если углубиться в историю, то можно обнаружить, что этому событию многое способствовало. К примеру V-IV вв. до н.э. в социальной, культурной и экономической жизни Древней Греции произошли существенные изменения. Аристократия уступила свое место рабовладельческой демократии. Выход ее на сцену, собственно, и завершил период высокой классики. В условиях демократизации греческого общества главным потребителем искусства становился рядовой гражданин и все большее внимание уделяющий знанию, расчету, собственной выгоде и получению наслаждений, которые не требуют особых интеллектуальных затрат. (Ф.Ницше)

Постепенно все более явным становиться разделение искусства на высокое и низкое, в художественных произведениях большее внимание уделяется частному, отдельному, деталям.

Музыкальную жизнь средних веков и Возрождения творили профессиональные музыканты, число которых довольно быстро увеличивалось. В XI-XVI вв. сменяя друг друга, Европу наводняют многочисленные жонглеры, гистрионы, ваганты, шпильманы, трубадуры и др. Некоторые частично записывали  музыку своих произведений, однако ведущую роль играл текст. Пестрота музыкальной ситуации позволяла средневековому жителю Европы быть слушателем и даже страстным почитателем музыки. Кроме того в данный период набирает большую популярность светская музыка, подготавливавшая расцвет музыкального искусства последующих веков. Но функция данной музыки была лишь развлекательная.

Высшему обществу XVII-XVIII вв. требовалось огромное количество развлекательной музыки, которая быстро «приедалась». Композиторы не сидели без заказов, и поэтому минуэты менее значительных композиторов были похожи друг на друга. Во времена И.С. Баха, А. Вивальди, Ф.Й. Гайдна, В.А. Моцарта было создано множество музыкальных произведений «под копирку», но произведения самих Баха и Вивальди не пользовалась «повышенным спросом». Следовательно, раньше писали не меньше плохой музыки, чем сейчас. Сейчас же экзотичность и эпатажность музыки призваны шокировать и привлекать падкого на сенсации слушателя.

В XX веке уже прочно установился потребительский тип музыкальной культуры. Окончательной культурной зрелостью принято считать творчество Л. ван Бетховена, последующая же музыка -это результат иррационального движения. И не смотря на выдающиеся достижения музыкального искусства того времени, к примеру в области оперы. Начиная с XIX в. музыкальное пространство европеизируемой музыки захватывает развлекательная музыка. Этому способствовует демократизация общественной жизни, возрастание числа слушателей, практически единственной целью которых становиться развлечение. Свою лепту в этот процесс внесли известные и талантливые композиторы такие, как И. Штраус, Ж. Оффенбах, Дж. Пуччини (который наполовину принадлежал легкой музыке). Вслед за этим появились многочисленные венские, будапештские и берлинские оперетты. Которые необходимы лишь для того, чтобы забыться, развлечься, усладить свой слух, не «беспокоя» свой разум, происходило отторжение человека от Природы, наполненной Музыкой.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *